Владимир Петров: «Тарасов сделал нам выговор - не тот напиток принесли, молодые люди!»

В конце 2016 года легендарный форвард ЦСКА и сборной СССР Владимир Петров дал свое последнее большое интервью - для официального журнала ПХК ЦСКА "Красно-синий лед", главному редактору Russia-Hockey.ru

Владимир Петров: «Тарасов сделал нам выговор - не тот напиток принесли, молодые люди!»

МОЙ ОТЕЦ - ЛИТЕЙЩИК, ДЕД - КРАСНОДЕРЕВЩИК

- Владимир Владимирович, что испытываете накануне юбилея? - начинаем разговор с двукратным олимпийским чемпионом, 11-кратным чемпионом страны, президентом "Золотой шайбы", членом Наблюдательного совета ЦСКА.

- Не люблю громких слов, но я счастлив, что моя жизнь оказалась связана с ЦСКА. И что являюсь практически ровесником армейской команды и всего нашего хоккея. В 1946-м году в нашей стране открылась первая хоккейная школа - и через год я родился. При всем уважении к другим хоккейным центрам прежде всего с московским армейским клубом связана вся история нашей "шайбы". В общем-то ЦСКА - это и есть российский хоккей.

Ну а лично у меня в самое ближайшее время намечается своеобразный парад дат. В 1967-м пришел в ЦСКА - и с тех пор на протяжении полувека мы Борисом Петровичем Михайловым, с армейским клубом. ЦСКА - 70 лет, мне 69. Надо догонять (смеется).

- Проведите своеобразный ликбез для молодых. Как вы, прославленный чемпион, пришли в хоккей и в ЦСКА?

- Первые спортивные шаги делал в родном Красногорске - в начале пятидесятых годов. Летом это был футбол, зимой - хоккей с мячом. Брал пример со своего отца Владимира Григорьевича, литейщика Красногорского оптико-механического завода. А вот дед Григорий Тимофеевич был противником спорта. Всегда говорил: мол, нет такой профессии гонять мяч, есть профессия - рабочий. Это и понятно. Дед - рабочая косточка, был краснодеревщиком на Путиловском заводе,  делегатом от завода на Финляндском вокзале - во время исторического выступления Ленина на броневике.

Но вернемся к спорту. Его очень любила и моя мама, которая тоже работала на Красногорском заводе - сборщицей. Так что благодаря родителям был обречен идти по спортивной дороге.


К СЧАСТЬЮ, В "ДИНАМО" МЕНЯ ЗАБРАКОВАЛИ

- Слышал, что вы могли стать динамовцем, но, к счастью для ЦСКА, бело-голубые вас забраковали...

- Все верно. Мой отец и отец еще одного Владимира Владимировича - Юрзинова играли в одной заводской команде - в футбол и в хоккей с мячом. Но постепенно "шайба" начала завоевывать страну - и отец посоветовал мне ехать в расположенную неподалеку школу "Юный динамовец". Рванули вместе с моим земляком, тоже будущим чемпионом Владимиром Орловым.

Это была тяжелая поездка. Нас сразу забраковали! Меня еще назвали и бесперспективным. Попробовал перейти в динамовскую школу по хоккею с мячом, но и там вердикт был такой же: "Не годишься!".

Сели с Володей Орловым в электричку - и поехали в Тушино, где тогда базировались "Крылья Советов". Там нас пожалели, приняли. А первым нашим тренером стал прославленный Алексей Михайлович Гурышев, тогда лучший бомбардир российского хоккея.

- А как возник ЦСКА?

- В 18 лет меня пригласили в команду мастеров "Крыльев", там играли великие - Эдик Иванов, Игорь Дмитриев, братья Рагулины - Антон и Михаил. С их поддержкой начал что-то забивать. И через полтора года меня заметил Анатолий Владимирович Тарасов. 

В 1967-м году легендарный тренер ЦСКА приехал в Красногорск к моим родителям и доказал, что мне нужно переходить не в "Спартак", который меня активно звал, а в ЦСКА. Приглашение было подкреплено и призывом в армию. Так я, к своему счастью, оказался в ЦСКА.


КОНВЕЙЕР ПЕРВЫХ ТРОЕК РАБОТАЛ ТОЛЬКО В ЦСКА

- Ваши первые впечатления от армейского клуба.

- Все в ЦСКА говорило о том, что эта организация - абсолютный лидер нашего спорта. Со всеми армейцы играли с позиции силы, а тройка Локтев - Альметов - Александров не знала себе равных. Но Тарасов уже смотрел в будущее - и видел меня на месте Константина Борисовича Локтева.

Впрочем у Анатолия Владимировича вскоре появился новый проект - звено Михайлов - Петров - Харламов. И это была тройка, которая в течение 13 сезонов - с 1968-го по 1981-й - была лучшей в европейском и мировом хоккее. Не забыть, как на одном из мировых первенств мне удалось установить рекорд и забросить 18 шайб, Валерий и Борис добавили еще 32. В итоге - полсотни, вот вам достижение для книги рекордов! Сегодня столько не забивают многие сборные за весь турнир.

- Почему именно ЦСКА удавалось на протяжении десятилетий создавать суперзвездные звенья? За счет неограниченных кадровых возможностей, как это принято утверждать? Или не все так просто?

- То, что все не так просто, мы увидели в последние годы, когда некоторые команды могли делать на трансферном рынке все, что хотели, но результата не добивались. Так что действительно все очень не просто.

Именно в ЦСКА всегда самое большое внимание уделяли преемственности поколений, точному подбору игроков в то или иное звено. Это шло во многом от Тарасова, которому удалось запустить конвейер первых троек. Увидеть игрока именно в данном сочетании, может быть, даже навязать это видение хоккеистам, убедить или переубедить их - особое тарасовское искусство.


Вы, кстати, слышите, что уже много лет кричат на трибунах болельщики?

- Честно говоря, в последнее время они сделали крен в пользу непарламентских выражений...

- Нет, у наших болельщиков выражения чаще всего парламентские. "ЦСКА всегда будет первым" - вот что несется по трибунам на каждом матче. В этом, фирменном, армейском максимализме - отношение не только к клубу, но и к тому, что именно в ЦСКА всегда должно быть ярко выраженное первое, ударное звено.

- Но ведь с отъездом Александра Радулова оно исчезло...

- Ничего, найдем новых лидеров. Достойных продолжателей великих троек Бабич - Шувалов - Бобров, Викулов - Полупанов - Фирсов, Мишаков - Ионов - Моисеев, Капустин - Балдерис - Жлуктов, Макаров - Ларионов - Крутов, Хомутов - Быков - Каменский, многих других.

- Вы, кстати, забыли тройку Михайлов - Петров - Харламов.

- Спасибо, напомнили (смеется). Мы - многократные чемпионы Олимпиады, мировых и отечественных первенств, как говорится, посмотрите на табло. Только благодаря Валере и Борису нам вместе с ЦСКА и сборной СССР удалось всего этого добиться.


ТРЕНИРОВКА В ТИХОМ ОКЕАНЕ НА ПАЛУБЕ ВО ВРЕМЯ ШТОРМА

- Чем вам запомнился Тарасов?

- Молодой человек, ну и вопрос... Анатолий Владимирович - глыба! Он запомнился всем!

- Но нам нужны детали, эпизоды...

- Этих эпизодов - море, хватит на несколько томов.

- Владимир Владимирович, сознание нынешней молодежи - клиповое. Ей не нужны тома, ей нужна пара эпизодов.

- Понял. Ну про гимн в раздевалке сборной СССР в исполнении Анатолия Владимировича известно всем, как и про уход команды с матча ЦСКА - "Спартак" на глазах у руководства страны. Но разве забыть нашу заплыв на пароходе "Находка" через Тихий океан - и тренировку команды на палубе во время пятибалльного шторма?..

А как забыть совет Тарасова нам, молодым, только выигравшим свое первое чемпионство? Пришли в раздевалку с шампанским. Анатолий Владимирович снисходительно на нас посмотрел и сделал жесткий выговор: "Не тот напиток принесли, молодые люди..."


- Опять молодежный вопрос. Три лучших звена в истории ЦСКА.

- У ЦСКА - огромная история. Это большая семья, в которой за 70 лет выросли сотни, как сейчас принято говорить, звездных детей. А вы просите меня выделить лишь троих... 

- Некоторые динамовские ветераны несколько ревниво восприняли фильм "Легенда №17". Они считают, что роль Тарасова и в фильме, и в целом в нашей хоккейной истории преувеличивается, а роль Аркадия Ивановича Чернышева, наоборот, недооценивается. Что скажете?

- Думаю, у моих друзей из "Динамо" не так много золотых медалей, как у нас, армейцев, поэтому они чуть-чуть наверстывают упущенное в своих воспоминаниях и тренерских оценках.

Я считаю, что разделить дуэт Тарасов - Чернышев на части ну просто невозможно. Это был идеальный, взаимодополняющий союз двух тренеров. В то же время любой профессионал прекрасно понимает, что роль главного тренера в любой команде особая. Что самое тяжелое - быть первым и принимать окончательные решения. Вот и ответ на ваш вопрос.

 

БОБРОВ СКАЗАЛ ТИХОНОВУ: "ВИТЯ, НЕ МЕШАЙ ИМ ИГРАТЬ"

- Пока мы ничего не сказали о Викторе Васильевиче Тихонове...

- Когда на стыке семидесятых и восьмидесятых годов в ЦСКА пришел Тихонов, наше звено, можно сказать, уже катилось с горки. С возрастом начали понимать, что это очень непростая ситуация - когда в клуб к опытнейшим, все выигравшим мастерам приходит новый тренер. Думаю, в то время мы знали о хоккее больше, чем Виктор Васильевич. Помню, как другой легендарный армеец Всеволод Владимирович Бобров говорил Тихонову: "Витя, главное - не мешай этим ребятам играть в хоккей..."

В итоге вскоре после серебряной Олимпиады-80 Борис Петрович Михайлов завершил карьеру и уехал тренировать СКА. О трагедии нашего великого Валерия Борисовича Харламова знают все. 

- Как сложились ваши отношения с Тихоновым?

- Виктор Васильевич просил меня остаться в ЦСКА, он видел меня в центре нового звена с Сергеем Макаровым и Владимиром Крутовым. Но я, к счастью для Игоря Ларионова, уже дал слово Борису Петровичу, что вместе с ним помогу СКА. Так в 34 года я оказался в родном городе моего деда и, кстати, еще два сезона выступал за СКА Михайлова. В роли играющего тренера.

А в истории с Виктором Васильевичем не надо искать правых и виноватых. Повторюсь сейчас, спустя много десятилетий, понимаю, что в профессиональном плане та ситуация была очень сложной. Но самое главное, что Тихонову удалось продлить победный поход ЦСКА. Армейцы много лет вновь были лидерами отечественного, да и мирового хоккея.


РУССКАЯ "ШАЙБА" ПОСТРОЕНА НА КОСТЯХ НАШИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ

- Еще один штамп о советских временах: к хоккеистам относились очень жестко и в 30 лет многих выбрасывали, по сути, на улицу...

- Да, в чем-то это было суровое время. Время огромной работы и огромной конкуренции. Это сейчас в КХЛ тридцать клубов и полный пансион для каждого. А тогда все мальчишки страны играли в дворовый хоккей, школы были переполнены, конвейер стабильно воспроизводил игроков. А в главной лиге огромной страны под названием СССР было немногим более десяти команд. Так что молодые очень прилично подпирали ветеранов.

- Тихонова и особенно Тарасова критикуют за нечеловеческие нагрузки на игроков, губившие их здоровье. Ваш комментарий.

- Поймите, это сейчас все методики отработаны, все тренеры знают, когда и какую нагрузку давать, как подводить команду к сезону. А на заре отечественного хоккея его пионеры работали по методу проб и ошибок. Каждый старался экспериментировать - особенно в плане силовой подготовки. Штанги, "блины", бега и так далее. Нагрузки, конечно, были огромнейшие, где-то, наверное, избыточные.

Так что можно сказать, что на костях наших предшественников, а где-то и на костях игроков нашего поколения строился отечественный хоккей. Так что вклад первых поколений хоккеистов в развитие нашего вида спорта переоценить просто невозможно. Давайте о них помнить - и ценить.

- Тихонову удалось продолжить тарасовскую традицию первых суперзвеньев?

- Безусловно. Володю Крутова он нашел в ЦСКА, Сережу Макарова - в Челябинске, Игоря Ларионова - в Воскресенске. Постепенно на смену этому звену пришла тройка Хомутов - Быков - Каменский. Дальше уже маячило звено Могильный - Федоров - Буре, но на сломе эпох оно по объективным причинам так и не состоялось.

Пытаясь понять и оценить историю ЦСКА, пришел к любопытной, на мой взгляд, мысли. Наш, армейский клуб - это зеркало для всей нашей страны. В порядке ЦСКА - в порядке и вся наша страна. В девяностые годы ослабел наш клуб - пошла на спад и Россия.


- Сейчас ЦСКА вместе со страной - на подъеме?

- Хоккейный ЦСКА выиграл последние два чемпионата и два года совсем близок к Кубку Гагарина. На ведущих ролях армейцы и в этом сезоне. Более того, у меня есть надежда, что теперь выстрелим не в гладком турнире, а именно в кубковом. Так что 70-й год в своей истории ЦСКА встречает в хорошей форме.

Игорь ЛАРИН, Russia-Hockey.ru - специально для журнала "Красно-синий лед"

Фото: cska-hockey.ru, championat.com, sovsport.ru, russiasport.ru, twimg.com


Возврат к списку

Важные новости

Актуальные новости